Наталья (nnatalia257) wrote,
Наталья
nnatalia257

Category:

История обуви: со средних веков до XIX века

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом,что по обуви можно было различать представителей разных сословий

4554203793_75f0b60180


[Музейные экспонаты...]

Средневековая Европа на замену сандалиям

предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времен моду
на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям.
Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с
длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались
колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал
специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только
такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их
владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы
ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали
загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель
сохранялась даже в доспехах.

clip_image001
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

clip_image002
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

clip_image003
  Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона

В
эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и
шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или
замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям,
которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в
изготовлении использовались материалы разных цветов.

clip_image004
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В
XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и
шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и
расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в
20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах
и поэтому крепились завязками на подъеме.

clip_image005

clip_image006
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)

Вместе
с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи
лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими
носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через
которые была видна подкладка другого цвета.

clip_image007
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения

В
XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На
балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных
огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один,
побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех
прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с
квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами.
Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами —
своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

clip_image008

clip_image009
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"

Своего
предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы
правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста,
ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие
каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами)
надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

clip_image010
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы

clip_image011
Мужские портреты начала XVII века

Дамы
носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.
Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole
shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба.
Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время
верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в
стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло
неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась
отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о
каблук.

clip_image012

clip_image013
Женские портреты начала XVII века

clip_image014
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг

clip_image015
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

clip_image016
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes

В
XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и
декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет
характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

clip_image017
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

clip_image018
  Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год 

clip_image019
Франсуа Буше "Туалет", 1742

clip_image020
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

clip_image021
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

clip_image022
Женские туфли с защитными паттернами

clip_image023
Туфли первой половины XVIII века

Во
время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая
революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был
своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность
приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные
«балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой
шерстью, шелком и бисером.

clip_image024
Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

clip_image025
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

clip_image026
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

clip_image027
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

clip_image028
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

clip_image029
"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

clip_image030
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

clip_image031
Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита

С
возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически
полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь
на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные
кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется
шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и
высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и
шнуровкой.

clip_image032
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

clip_image033
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

clip_image034
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

clip_image035
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

clip_image036
Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868


Tags: история, музеи
Subscribe
promo nnatalia257 may 10, 2030 16:29 2685
Buy for 50 tokens
ПРИВЕТ! РАДА ЧТО ЗАШЕЛ(а)!!! Продолжаю оформлять альбом друзей, можете познакомиться с блогерами, посмотреть на себя. Очень интересно для новичков! Присоединяйтесь новые друзья, и те кто еще не видел этот альбом, или не нашел себя. Пишите немого о себе, кидайте фотку, картинку, как можете себе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →